Среди автослесарей популярно мнение, что при наличии посторонних звуков от двигателя, рано или поздно автомобиль встанет. Но правила созданы для того, чтобы их нарушать. Это и доказал автомобиль, который приехал на автосервис своим ходом с жалобой от собственника – мотор «троит».
Прежде чем осветить подробности этой истории, следует вспомнить о такой запасной части двигателя как – шатун.
Главная задача шатуна - передать коленчатому валу энергию, образовавшуюся в результате сгорания топливо-воздушной смеси в цилиндре. Выполняя свою работу, шатун подвергается гигантским нагрузкам и поэтому должен выполняться из особенно прочных материалов. Ведь в случае поломки шатуна, автомобиль ждет очень долгий и дорогостоящий ремонт. «Кулак дружбы», так называют обрыв шатуна, при котором одна из его частей пробивает блок цилиндров.
Часто поломке шатуна предшествует стук двигателя. Однако в конкретном случае, когда автомобиль приехал своим ходом, расспрашивать про стуки двигателя не пришло в голову даже самым опытным мастерам.
Узнав у автолюбителя, что для устранения неисправности он никаких действий не принимал, работа пошла в обычном для таких случаев направлении. Сперва определили проблемный цилиндр, осмотрели и заменили свечу зажигания, следом пришлось заменить высоковольтный провод. Перепробовав все возможные способы и не устранив неисправность, было принято решение разбирать мотор. И, как оказалось, не зря.
Оказалось, что поршень второго цилиндра болтается в нем, т.е. двигается вертикально по цилиндру не зависимо от положения коленчатого вала!
В общем, стало понятно, что жесткого соединения с коленчатым валом, которое должен обеспечивать шатун, нет. Автомеханики продолжили разбирать двигатель уже понимая, каков будет результат.
Почему такое могло произойти? Судя по характерным повреждениям шейки коленвала в месте крепления шатуна, которая как будто оплавилась, произошел проворот вкладышей.
Кстати, другие шейки тоже в плачевном состоянии. Наличие задиров - обычно первый признак скорого проворота вкладышей и на них.
Да и сами вкладыши в таком же состоянии. Обычно такое является следствием недостатка моторного масла.
Масляное голодание может возникать по нескольким причинам.
Чтобы поступающее масло оставалось в подшипнике и создавался масляный клин, необходимо соответствие зазора между вкладышами и шейками коленвала, предусмотренного производителем.
Кроме того, могут быть проблемы с масляным насосом или же перепускным клапаном, которые ведут к слишком низкому давлению в системе смазки.
В этом автомобиле причина была немного проще.
Как пояснил автолюбитель, машина приобретена пару месяцев назад. При активном использовании автомобиля проявился стук двигателя. Так как масляный щуп оказался почти сухим, было долито масло. Стучать стало тише, а раз так, то владелец продолжал эксплуатацию, пока один цилиндр не отключился полностью. Этот случай, пожалуй, можно назвать большой удачей, т.к. обычно такие ситуации ведут или к замене блока цилиндров, или мотора целиком.